Дело было так. Я решила, что все равно, что складывать, лишь бы начать процесс. Предложила Саше складывать книжки.
Говорю: вот две книжки, а вот еще одна. Сколько всего книжек? Получаю ответ: одна книжечка про уточек, одна про мышек и одна про петю-петушка. Приблизительно такой же ответ я получила и про чашечки: одна с домиком, одна с цветочком и одна с тетей, очень страшненькой…
Тогда я поняла, что если сначала учить ребенка сложению, а потом группированию предметов по признаку, то лучше начинать складывать одинаковые вещи. Счетных палочек у нас не было, зато было детское домино, крупного размера, приблизительно 7х14 см, с точками-горошинами. Удобным оно оказалось еще и тем, что на одной карточке-домино две картинки с горошками, наглядно.
На этом "дидактическом материале" счет до двенадцати был усвоен мгновенно, минут за 15. Следующим этапом я решила показать, что можно записывать эти примеры на бумаге.
Начали мы так: я рисовала прямоугольник, делила его на две части, рисовала горошки в верхней части и в нижней части и предлагала посчитать нарисованные горошки вместе. Приговаривали мы с Сашей при этом следующее "литературное произведение":
мы рисуем домино,
с половинками оно,
сверху ставим цифру 2,
а внизу 4.
Если сосчитаем вместе,
то получим …ровно 6!
(здесь безграничное поле для фантазии, но ребенок балдел просто от повторяющегося начала: мы рисуем домино, с половинками оно…
Сразу же под рисунком я записывала этот пример с помощью цифр, впрочем, особенно не привлекая Сашино внимание к этому процессу, очень быстро.
Дальше с помощью тех же рисунков стали усложнять задачу:
мы рисуем домино,
с половинками оно,
сверху ставим цифру 2,
а внизу… не знаем!
Сколько надо дописать,
чтобы получилось 5?
Согласитесь, это уже практически уравнение! 2 + х = 5. Внизу под рисунком я так и записала, пояснив, что когда чего-то не знаем, то пишем вместо этого букву х.
Изрядно натренировавшись примерами на сложение, Саша не задумываясь выдает правильный ответ - 3! Значит, х=3, перевожу я.
Следующие два дня Саша развлекалась тем, что рисовала себе примеры сама - и! - внизу под рисунком записывала все цифрами! Чтобы было как по-настоящему! Не было ни одной куклы или зайчика, которые не научились бы решать примеры на сложение и уравнения.
Группирование
Боясь, что при объяснении вычитания у меня будут такие же проблемы, как при сложении книжечек и чашечек, прежде чем объяснять тему "вычитание", я решила объяснить ребенку что такое группирование предметов по признаку.
Где-то неделя ушла у нас на то, чтобы научиться группировать предметы по признакам: форма, цвет, размер и общие свойства. (Темпы не вундеркиндские, прямо скажем…)
Понадобилось около50-70 предметов (из тех, которые, безусловно, есть дома у каждого). Разложив эти предметы на диване (вернее, сложив их в кучу), мы выкладывали на стул предметы по признаку "красный", по признаку "прямоугольный", по признаку "маленький", по признаку "игрушка" и т.д. Попутно "изобрели велосипед" - придумали игру "какой предмет лишний" по какому-нибудь признаку.
На самом деле, тема эта бесконечная, мы всю жизнь что-нибудь группируем, классифицируем по различным признакам.
Позже мы стали группировать по признакам "вкус" (сладкий, горький, кислый, соленый), "запах"(есть или нет), "температура" (ледяной, холодный, теплый, горячий, обжигающий), "объем"(объемный, плоский, линейный); стали объединять в группы растения (трава, цветы, кусты, деревья), плоды (овощи, фрукты, ягоды), животных (птицы, рыбы, земноводные, млекопитающие). К четырем годам это стало одной из любимых тем. К тому же, если человек умеет группировать предметы, он и рассказать может о чем угодно.
Например, Саша могла охарактеризовать медведя следующим образом: медведь - это живая природа, животное, млекопитающее, коричневого цвета, большого размера, сложной симметричной формы, объемное, теплое, дикое - живет в лесу, обычно не хищное, засыпающее на зиму. Это - именно "охарактеризовать", и совсем не значит, что стихи, сказки про мишку и нарисованный Винни-Пух прошли мимо нее, "рацио" не победило и не было такой цели совершенно.
Игра №2 - мы определяли, чем, например, кошка отличается от вороны и чем они похожи; кроме повторения полученных знаний еще и очень развивает фантазию.
Игра №3 - кто-то загадывает предмет, а второй по признакам пытается угадать, что это.
Вычитание и деление поровну
После этого отступления рассказываю о том, как мы проходили тему "вычитание" (иногда до сих пор называем вычитание "отниманием" - ничего не поделаешь).
Можно сказать, что все прошло на "ура" и без проблем, группы были усвоены, если мы "отнимали" книжки , то их содержание при этом не пересказывалось. Все было хорошо, пока не начали отнимать конфеты с помощью классической задачки: у тебя шесть конфет, ты дала мне две, сколько у тебя осталось? Саша сказала, что так нечестно, она даст мне три конфеты, потому что так будет поровну. Пришлось согласиться. Но тут пришел с работы папа. Опять нечестно!, - заявила Саша, - надо и с папой поделиться. Хорошо, мы поделимся, говорю я, но пока решим задачку! - Нечестно! - заявила Саша, расплакалась и ушла к себе в комнату.
Пришлось изменять задачку так: у тебя шесть конфет, две ты дала маме, две папе, сколько у тебя осталось? Эта задачка нареканий со стороны ребенка не вызвала и быстро была решена.
Этот случай натолкнул меня на мысль, что деление поровну для трехлетки воспринимать легче, чем вычитание. Потому что это СПРАВЕДЛИВО. А когда у тебя восемь шариков, и два лопнули, то это НЕСПРАВЕДЛИВО, и поэтому такие жалостливые задачки решаться не хотят. Вычитание - это почти всегда нехорошее действие, потому что от него убытки и несправедливость.
Поэтому из задачек на вычитание "на ура" проходило следующее: "Из десяти задач Саша уже решила на пятерку восемь. Сколько еще осталось решить задач на пятерку, чтобы все задачи были решены на пятерку?".
Умножение
Осталось пройти умножение, чтобы классический набор из четырех действий был в сборе.
Ничего умнее, чем "три ряда по четыре дерева" или "площадь предмета" мне в голову не приходило. На помощь пришла Саша и сказала: будем рисовать и складывать!
Вообще, с помощью рисунков дело всегда идет легче. Нарисовали те же несчастные три ряда по четыре дерева, увидели, что если сложить 4+4+4, то это как раз и будет правильным. Механизм умножения был понят, а это именно то, чего я и добивалась.
Если ребенку понятны сами процессы четырех действий и основы группирования, то с помощью рисунков он решит любую задачу из начальной школы.
Еще одна мысль, которая появилась у меня после занятий с моим ребенком: можно, конечно, научить ребенка до 4 лет решать примеры с сотнями, он поймет механизм, но не сможет себе представить, например 90 машинок. После 20 (твои пальчики и мои) для трехлетки идет "много". Даже если он и знает что там дальше, понимания нет.